Классы напрягаемой арматуры

Какие классы и марки арматуры бывают, их классификация и маркировка

Без арматуры сегодня не обходится ни один крупный строительный объект, на котором используется бетон. Ведь последний, несмотря на высокую прочность, легко повреждается при работе на изгиб и растяжение. Благодаря металлическим прутам этот недостаток устраняется, и набравший достаточную прочность материал способен выдерживать значительные нагрузки всех типов без вреда для себя. Но для каждого строительного объекта подходящим выбором станут разные материалы и, соответственно, разный класс арматуры. В одном случае стоит отдать предпочтение тонкой арматуре одной марки стали, способной без вреда для себя годами работать в агрессивной окружающей среде. А в другом понадобится толстая арматура из другой марки стали. Расскажем об этом.

Зачем используются классы арматуры?

Сегодня изготавливаются металлические пруты, различающиеся между собой по ряду факторов. Чтобы отобразить характеристики материала, являющиеся важнейшими при выборе для конкретного строительного объекта, была разработана специальная классификация арматуры. Опытному строителю или проектировщику достаточно взглянуть на марку материала, чтобы точно узнать всю необходимую информацию:

  • метод изготовления;
  • класс;
  • диаметр;
  • особые свойства.

Точно также, выполняя работы по проектированию или строительству, профессионал может легко представить все нагрузки, какие должен будет выдерживать материал и точно назвать класса арматуры, которые понадобятся для конкретного объекта. Начнем расшифровку с самого начала.

Как изготавливается арматура?

В первую очередь в маркировке арматуры упоминается метод изготовления. Например, в марке А240 литера “А” обозначает, что материал является горячекатаным или же холоднокатаным.

Ещё одна литера – “Ат”. Она обозначает, что вы имеете дело с термоупрочненной арматурой. Её стоимость выше, так как в производстве она сложнее. Сначала прут разогревается до температуры в 1000 градусов по Цельсию, после чего за считанные секунды охлаждается до +500 градусов. Благодаря этому прут обладает куда большей прочностью. Поэтому он находит применение в разных сферах, начиная от строительства, когда на железобетон приходится большая нагрузка, и заканчивая машиностроением и изготовлением мебели.

Также в некоторых случаях встречается литера “В”. Она указывает, что арматура является холоднодеформированной. Кроме того, существует литера “К” – канаты. Это уже другая специализация, но чтобы иметь возможность легко и быстро расшифровать класс, эту литеру также будет полезно запомнить.

Основные виды арматуры

Следующим упоминается сам класс арматурной стали. Всего существует шесть классов:

  • А240;
  • А300;
  • А400;
  • А600;
  • А800;
  • А1000.

Кроме того, в некоторых случаях встречается иное обозначение – А1, А2 … А6. Но это обозначение считается устаревшим – оно применялось в Совестком Союзе и именно его использовал действующий на тот момент ГОСТ. Сегодня большинство производителей и покупателей использует иную классификацию сортамента арматуры.

А240 – единственная марка, которая выпускается с гладким сечением. Её диаметр может колебаться от 6 до 40 миллиметров. Простота изготовления снижает стоимость материала, но его нельзя использовать в качестве основного рабочего – только в качестве вспомогательного, например, при изготовлении каркаса. Гладкая поверхность ухудшает сцепление с бетоном, в результате ухудшая свойства железобетона. Временно может сопротивляться растяжению до 380 мегапаскалей.

Все остальные классы имеют периодическое сечение, то есть, на поверхности находятся ребра, улучшающие качество сцепления с бетоном. Для большей наглядности сведем все их характеристики воедино – таблица позволит легко подобрать подходящий материал, а также понять значение маркировки:

Класс Диаметр, мм Временное сопротивление растяжению, МПа Предел текучести, не менее, МПа
А-2 10—80 500 300
А-3 6—40 600 400
A-4 10—22 900 600
A-5 10—22 1050 800
Aт-4 10—40 900 600
Aт-5 10—40 1000 800
Aт-6 10—22 1200 1000
Aт-7 10—32 1400 1200

Как видите, диаметр может различаться, что позволяет подобрать подходящий материал для каждого конкретного строительного объекта.

Как определить диаметр?

Важнейшим параметром является именно диаметр. От него зависит, какую нагрузку он сможет выдержать, предел тягучести и ряд других. Поэтому при обозначении марки арматуры обязательно указывается её диаметр. Целиком классификация выглядит следующим образом: А200 D30. Именно последнее число, идущее после буквы D или символа Ø показывает толщину прута.

Некоторые дотошные покупатели, выбирая подходящий материал, сверяют его реальную толщину с указанной в паспорте, используя штангенциркуль. Им нередко приходится удивляться серьёзному несоответствию – различие может составлять несколько миллиметров. Однако, стоит учитывать, что при периодическом сечении (то есть, наличии рёбер на пруте) замерить номинальный диаметр невозможно. В узких местах он будет меньше указанного значения, а на ребрах – больше. Поэтому специалисты используют усредненное значение. Его характеристики и указывают в таблицах.

Особые свойства

Также арматуру различают по назначению. В сравнительно редких случаях металлический прут должен иметь ряд свойств, делающих его подходящим для применения. Этого добиваются разными способами – путем добавления специальных примесей в сплав или же особой обработкой. В любом случае, арматура приобретает уникальные характеристики. На наличие особых свойств указывает литера, стоящая в конце кодировки. Обычно встречаются следующие обозначения:

  • С – свариваемая. Обычно при сборке из арматуры каркаса использование сварки крайне нежелательно – перегрев снижает прочность, а кроме того, снижает устойчивость перед коррозией. Но существует специальный металл, в состав которого входят добавки, повышающим его возможность противостоять негативным последствиям;
  • К – устойчивая перед коррозией. Благодаря специальным добавкам (хром, вольфрам и прочие), арматура способна на протяжении многих лет работать не только в условиях повышенной влажности, но и при контакте с агрессивной средой – щелочной, кислой, обладающей повышенным содержанием кислорода;
  • СК – арматура, обладающая обоими вышеперечисленными свойствами. Имеет высокую стоимость, поэтому используется сравнительно редко, только когда обычная не справляется со сложными условиями эксплуатации.

Конечно, на эту продукцию существует специальный ГОСТ, предъявляющий к ней особые требования.

Какая арматура самая популярная?

Опытные специалисты согласятся, что у арматуры А3(А400) есть ряд качеств, делающих её наиболее популярной.

Начать с того, что арматура класса А3 всегда выпускается с рифленой поверхностью, что позволяет использовать её как главный несущий прут в каркасе.

Разные технологии производства позволяют изготовить любые разновидности материала: горячекатаную, холоднокатаную и термически упроченную. Поэтому подобрать именно тот вариант марки стали, которая нужна для выполнения конкретной работы, максимально легко.

Немаловажно, что диапазон диаметров очень велик – выпускаются металлические пруты толщиной от 6 до 40 миллиметров. Так что, использовать их можно как при армировании небольших изделий (ленточный фундамент для гаража или бани), так и при работе с огромными объемами бетона (мосты, тоннели, многоэтажные монолитные здания).

Кроме того, к важным достоинствам материала можно отнести её устойчивость перед высокой влажностью и значительным нагрузкам. Он отличается долговечностью и прочностью.

Возможность загибать пруты под углом до 90 градусов без нагрева упрощает процесс сборки угловых каркасов. Это крайне важно – угловые соединения часто доставляют строителям серьезные проблемы. Загнутая под нужным углом арматура гарантирует надежность и долговечность каркаса даже при серьезных нагрузках.

В настоящее время, при гражданском и промышленном строительстве монолитных сооружений, все больше предпочтения отдают арматуре класса А500С, благодаря её высокой прочности, свойству сваривания и способности выдерживать любые типы нагрузок.

Теперь вы можете легко ориентироваться в разработанной для арматуры классификации, знаете об основных свойствах этого ценного строительного материала, а значит, без особых проблем подберете именно ту продукцию, которая станет лучшим вариантом для конкретного объекта. Не придется переплачивать при покупке материала или жертвовать надежностью возводимой конструкции.

Напрягаемая арматура – Напряженная и напрягаемая арматура в плитах: расчет, ГОСТ, анкеровка

Для чего требуется предварительно напряжённое армирование

Арматура в изделиях может быть ненапрягаемой и напрягаемой. Первый вид выполняет функцию пассивного армирования — оно не работает, пока плита не изогнётся от собственного веса или от воздействия поперечной нагрузки. Только в этот момент нижние армирующие стержни будут противодействовать растяжению, но бетон уже получит свою долю растяжения и отреагирует сетью мелких трещин.

Чтобы избежать их появления и повысить прочность плиты при воздействии изгибающих нагрузок, армирующие конструкции при изготовлении бетонных плит предварительно напрягают. Железобетон с напряжённой арматурой находится постоянно в активном состоянии.

Силы напряжения, сжимающие плиту в осевом направлении, компенсируют эксплуатационные силы, вызванные собственным весом и нагрузкой. Растрескивания в напряжённой плите практически не происходят, она способна выдерживать более высокие, чем ненапряжённая плита, нагрузки. Кроме того, напряжённую плиту делают тоньше (140 мм вместо 170), что снижает расход бетона.

Преимущества и недостатки

Среди основных преимуществ выделяют следующие:

  • Высокие показатели растяжения и трещиностойкости, предохранение металла от образования коррозии. Это свойство необходимо для конструкции находящихся в постоянном контакте с водой, например, плотин, труб.
  • Уменьшение сечений и веса таких элементов до 30%, как следствие, меньший расход материала.
  • Лучшее сопротивление динамическим нагрузкам. Задействуют для строений, в которых типичные ЖБИ применять не рационально, например, за счет облегченной массы и объема, упрощения в сборке (подкрановые балки, плиты).
  • Сборно-монолитные блоки конструкции. С помощью таких блоков достигается более длительная эксплуатация. При возведении таких конструкций все отдельные части соединяют так, что в процессе эксплуатации они объединяются в целое и выполняют свои функции в одном направлении.
  • Уменьшение расхода арматуры до 40% вследствие более качественному применению свойств металла, помещенного в напряженное состояние.


Производство позволяет тратить гораздо меньше арматуры на данный материал.
Предварительно напряженный железобетон имеет и свои минусы:

  • Трудоемкость процесса изготовления.
  • Трудно проводимый контроль по проверке армирования изготовленного элемента.
  • Значительный вес ЖБИ. Только применяя легкие заполнители или пустотные конструкции с тонкими стенами достигают значительного уменьшения массы.
  • Необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов.

Натяжение напрягаемой арматуры

При изготовлении плит (дорожных, перекрытия, аэродромных) применяют метод, называемый натяжение на упоры. Он заключается в том, что арматурные стержни, уложенные в форму до заливки бетона, подвергают растяжению. Его осуществляют двумя способами:

  • механическим;
  • электротермическим;
  • комбинированным, сочетающим оба предыдущих.

При механическом способе стержни анкеруют и растягивают гидравлическими домкратами. Заливают в форму бетон, уплотняют его и выдерживают до набора 70 %-й прочности. Затем зажимы снимают, и сила натяжения стержней через анкеры и рифление передаётся на бетон. Изделие становится плитой с предварительно напряжённой арматурой.

Электротермический способ заключается в пропускании через стержни тока большой силы. От его действия они разогреваются и удлиняются по оси. В этот момент заливают бетон. После его схватывания и упрочнения ток выключают, стержни остывают, но укорачиваться им мешает сцепление с бетоном, поэтому арматура напрягается. В промышленности чаще используют электротермический метод, как более простой.

Применение бетона в предварительно напряженном состоянии

Преднапряженный бетон используется в разных отраслях строительства для сооружения:


Из материала можно возводить телебашни.

  • высотных башен (в т. ч. телевизионных);
  • большепролетных перекрытия без существенного увеличения расхода бетона и арматуры периодического профиля и жилые здания;
  • резервуаров в форме яйца для очистных городских сооружений (применяется техника за рубежом с использованием монолитного преднапряженного железобетона);
  • водных плотин;
  • корпусов атомных реакторов 1-го поколения и герметичного ограждения атомных электростанций;
  • мостов.

Из такого бетона создают стены, панели ограждения, лестничные марши, основу фундаментов, колонны, столбы линий электропередач, каркасы подземных тоннелей и прочее. Напрягающий цемент для производства изделий из железобетона обеспечит дополнительную водонепроницаемость и прочность конструкции.

Анкеровка напряжённой арматуры

Анкеровку или установку на стержни анкерных элементов выполняют с помощью:

  • опрессованных в холодном состоянии шайб;
  • высаженных головок, получаемых разогревом и расплющиванием концов стержней;
  • привариваемых цилиндрических коротышей;
  • спиралей из проволоки;
  • инвентарных зажимов.

Требования к предварительно напряжённой арматуре

Для изготовления напряжённых железобетонных конструкций применяют специальные виды арматурной стали, обладающие высокими значениями рабочих напряжений (от 5000 до 7200 кгс/см²). В перечень этих материалов входят арматурные стали:

  • А600, А600С и Ат600С — 5400 кгс/см²;
  • А800 и Ат800 — 6000 кгс/см²;
  • А800 и Ат800 — 7200 кгс/см² и другие.

Классы стали на напрягаемую арматуру устанавливают нормативные документы, по которым выпускаются изделия, в частности, ГОСТ 25912-2015 и другие. Расчет напряженной арматуры производится при проектировании изделия. Отклонения замеряемых напряжений от проектных значений не должно превышать 10 %.

Железобетонные изделия с предварительно напрягаемой арматурой являются основными конструктивными элементами, аэродромов, многоэтажных и высотных зданий, и масштабных сооружений. Например, в нашем ассортименте любые плиты перекрытия доступны для вашего выбора.

Виды арматуры, ее применение

Что такое арматура?

Арматура — это строительный материал, один из видов металлопроката . Используется для армирования конструкций из железобетона. Она представляет собой металлические прутья из углеродистой или низколегированной стали.

На сегодняшний момент без использования арматуры не реализуется ни один строительный проект, даже маленький, не говоря о многоэтажном строительстве. Она используется для усиления самого бетона: стен, перекрытий, и, в первую очередь, фундамента.

Цена ее определяется многими параметрами, например: марка стали, из которой арматура сделана, диаметр, длина и размер.

Основные виды изделий из арматуры:

  • плоские решётки или сетки;
  • пространственные каркасы;
  • ограды, лестницы.

Контроль качества арматуры производится на предприятии-изготовителе. Согласно требованиям, химический анализ стали выполняется строго с каждого ковша плавки. Параметры качества регламентируются ГОСТом 5781-82.

Металлическая (железная) арматура.

Этот вид используется для строительства, как дачных домиков, так и городских многоэтажных зданий. Металлическая арматура, словно скелет железобетонного «организма» обеспечивает надежность возводимой строительной конструкции. Арматура данного вида изготавливается из углеродистой стали низкого легирования. Бывает гладкой или с насечками, поперечной и продольной. Поперечная не дает образоваться наклонным трещинам, а продольная — принимает растягивающие напряжения и противодействует образованию вертикальных трещинок в области растяжения конструкции. По условиям использования арматура делится на напрягаемую и ненапрягаемую. Для более знающих специалистов известны и такие подвиды металлической (железной) арматуры:

анкерная (закладные детали), рабочая (сечение ее определяется по расчету, принимает усилия в своих элементах от основной нагрузки), монтажная (устанавливается для соединения двух видов арматур: рабочей и конструктивной в каркасы/сетки), строительно-распределительная ( принимает усадку/расширение и температуру воздействия).

Какой тип арматуры и где она будет использоваться — это профессионалы определяют еще на стадии проектирования. Также можно классифицировать арматуру на ту, которая соединяется электросваркой, и ту, которая связывается особой вязальной проволокой. Сами же производители делят металлическую арматуру на шесть классов:

  • Класс А I. Арматура этого класса — гладкая, диаметр сечения — 6-40 мм. Этот вид используется для вязания каркасов. Её прутья также подходят для электросварки. Особенности: повышенная пластичность и морозостойкость.
  • Класс А II. Прутья арматуры второго класса — рифленые, диаметр — 1-8 см. Применяются для создания изделий из предварительно напряженного бетона. Также используются для предотвращения трещин.
  • Класс А III. Наипопулярнейший вид арматуры на сегодняшний день, как для многоэтажного, так и приватного строительства. Реализуется в двух видах: рифленом и гладком; диаметр — 0,6-4 см. Если в маркировке указана буква «С», значит — этот вид пригоден также для сварки.
  • Класс А IV. Применяется для возведения конструкций из предварительно напряженного бетона. Диаметр — 1-3,2 см. Состоит из двух видов стали, соединяется при помощи сварочного аппарата.
  • Класс А V. Этот класс производится из высокоуглеродистой стали. Сфера применения — строительство зданий с увеличенными пролётами. Прутья — рифленые, диаметр — 0,6-3,6 см.
  • Класс А VI. Изготавливается из углеродистой стали низкого легирования. Диаметр прутков — 0,6-3,2 см. Используется для строительства напряженных конструкций.

Стеклопластиковая (пластиковая) арматура.

Более ста лет при строительстве использовалась только стальная (железная) арматура. Однако, ее недостатки были всем очевидны — подверженность разным видам коррозии, огромный вес, высокая электро- и теплопроводимость. Новые технологии позволили начать производство инновационных материалов, которые по своим показателям превосходят арматуру из стали. Их технические и экономические параметры существенно отличаются в лучшую сторону. Одним из таких примеров является стеклопластиковая арматура.

С виду этот вид арматуры кажется неустойчивым и хрупким. Однако, это лишь предубеждение — по своим показателям она не только не уступает стальной коллеге, но и имеет собственные достоинства: небольшой вес и отсутствие коррозии.

Что же такое пластиковая арматура? Можно ли приобрести в Белгороде, и стоит ли она заявленной цены?

Собственно армирующим элементом данного изделия является неметаллическая арматура, в состав которой входят стекловолокна. Благодаря этому повышаются удельная прочность и уровень морозостойкости, а теплопроводность, наоборот, снижается. Уровень продаж стеклопластиковой арматуры растет не только на российском рынке металлопроката, но и на мировом — стабильно и верно.

Как армировать фундамент? Использование арматуры.

Фундамент армируют, чтобы предотвратить появление трещин. Ведь бетон — непластичный материал, и при воздействии силы морозного пучения фундамент деформируется и легко может треснуть. Трещины обычно возникают в зоне растяжения бетона, а самое большое растяжение обычно возникает на поверхности фундамента. Для того, чтобы эту неприятную ситуацию предотвратить — выполняется армирование фундамента, желательно, как можно ближе к поверхности. Успешное «сотрудничество» арматуры и бетона обеспечивает плотное сцепление по поверхности. Оно зависит от прочности бетона, величины усадки, возраста бетонного раствора и даже формы сечения арматуры. Чтобы армированный фундамент был прочным и долговечным, необходимо произвести тщательные предварительные расчеты. Стоит обдумать, как укрепить его части — нижнюю и верхнюю. Обычно для этой цели используется два горизонтальных ряда прутков из стали, которые соединены вертикальными перемычками между собой . Стоит учитывать тот факт, что основная нагрузка в зоне растяжения фундамента припадает на продольные горизонтальные пруты, в то время как поперечные, и собственно, вертикальные используются больше как каркас. Чаще всего, достаточной считается закладка четырех продольных горизонтальных прутьев и стали: два по верху, два снизу. Вертикальные перемычки можно располагать на расстоянии 30-80 см одна от одной. Их прутья могут быть меньшего диаметра и это вполне допустимо. Чтобы защитить арматурную сталь от коррозии — стоит заглубить прут в бетон минимум на пять сантиметров. Расстояние между продольными прутьями должно составлять не более 0,3 м.

Важно: во всем каркасе необходимо скрепить не менее половины арматурных пересечений, а на углах стоит соединить полностью все стыки.

Расчет арматуры. Как выбрать диаметр прута?

Просчет нагрузки на фундамент, и, соответственно, выбор диаметра прутьев арматуры, производится специалистами на стадии разработки проекта. Если Вы решаете посчитать самостоятельно, то ниже — некоторые полезные данные. Зачастую, используется арматура 10-12 мм в диаметре, и реже — 14 мм. Для небольших построек допустимо использовать прутья 8 мм. После того, как принято решение по схеме армирования фундамента, очень важно верно просчитать нужное количество материала, чтобы не тратиться на лишнее, или, наоборот, не переплачивать за повторную доставку недостающего материала. В самом начале нужно посчитать, сколько понадобится ребристой арматуры. Для этого необходимо вычислить периметр дома, добавить к данной цифре длину внутренних стен, под которыми будет проложен фундамент, затем умножить полученный результат на количество прутьев в Вашей схеме. Для примера приводим расчет количества арматуры, нужного для закладки предполагаемого фундамента размером 5/6 м с одной пятиметровой внутренней стеной. Допустим, что схема армирования такова: 4 продольных прута (диаметр 12 мм). Итак, (5+6)*2=22 — периметр нашего здания 22+5=27 — общая длина фундамента 27*4= 108 — длина арматуры Если Вы планируете в процессе работы соединять между собой отрезки прута, то делать это можно только с большим нахлестом — не меньше 1 м. Обязательно учитывайте это в Ваших расчётах. Например, если каждый продольный прут каркаса будет иметь по одному соединению, то 4(кол-во прутьев в схеме)*5 (кол-во стен) = 20 Значит, получается двадцать соединений, следовательно, дополнительно потребуется еще 20 м арматуры. Прибавляем к нашему предыдущему результату и получаем итог: 108+20=128 м; Следующий этап — просчет необходимого количествава гладких прутов (диаметром в 8 мм) для поперечных горизонтальных перемычек и вертикальных стоек. Предположим, что расстояние между перемычками — полметра. Тогда, мы можем получить общее кол-во «армировочных колец», если разделим длину фундамента на расстояние между перемычками. 27/0,5 = 54 — получаем общее кол-во «армировочных колец» Если высота армировочной решетки — полметра, а расстояние между ее прутьями — 0,25 м, то просчет арматуры будет выглядеть таким образом: (0,5+0,25)*2 = 1,5 — периметр одного «кольца»; 54*1,5 = 81 м — общая длина арматуры. В расчетах обязательно стоит учитывать различные нахлесты и обрезки. Специалисты рекомендуют просто добавлять примерно 10% к получившемуся результату, так как рассчитать точное количество нахлестов, скорее всего, не удастся. 81+10%=89,1 Результат с округлением — 90 м. Однако арматура достаточно редко реализовывается на метраж. Гораздо чаще, мы платим именно за вес, а не за длину изделия. Дабы определиться с точным количеством, следует свериться с таблицей расчета арматуры. Она соответствует ГОСТам, как и большинство крупных предприятий-изготовителей металлопроката. В ГОСТе 5781-82 указана масса 1 метра изделия, а в ГОСТе 2590-88 регламентируется вес стальных кругов. Используя данную таблицу (ниже), возможно произвести просчет массы арматуры для фундамента: 128*0,888=113,664 кг — нужное количество ребристой арматуры диаметра 12 мм 90*0,395=35,55 кг — нужное количество гладкого прута диаметром 10 мм

Важно: во всем каркасе необходимо скрепить не менее половины арматурных пересечений, а на углах стоит соединить полностью все стыки.

Расчет арматуры. Как выбрать диаметр прута?

Просчет нагрузки на фундамент, и, соответственно Вес метра арматуры представлен в таблице выше — соотношение диаметра прута и массы 1 м. Зная вес арматуры по ГОСТ 5781-82, можно определить коэффициент армирования железобетонной конструкции (то есть отношение массы арматуры к объему бетона).

Как правильно вязать арматуру для фундамента?

Все просчеты выполнены и материал закуплен — пора приступать к работе. Существует три основных метода вязки арматуры в монтаже разнообразных каркасов и сеток: с помощью проволоки, с помощью сварки, и внахлёст. Обычно используется арматурный прут сечением 0,32 м. Кажется, что сварка — самый надежный и эффективный способ вязки арматурных прутьев. Однако, при рассмотрении выясняется, что данный способ имеет ряд серьезных недостатков. Например, Вам нужно будет привлечь к работе еще и сварщика, а это весомо увеличит расходы на строительство. Также, после сваривания серьезно страдает качество арматурных изделий, и это сказывается на свойствах фундамента целиком. Сварные соединения также легко повредить при использовании, например, строительных вибраторов, поэтому данный способ вязки считается малоэффективным. , выбор диаметра прутьев арматуры, производится специалистами на стадии разработки проекта. Если Вы решаете посчитать самостоятельно, то ниже — некоторые полезные данные. Зачастую, используется арматура 10-12 мм в диаметре, и реже — 14 мм. Для небольших построек допустимо использовать прутья 8 мм. После того, как принято решение по схеме армирования фундамента, очень важно верно просчитать нужное количество материала, чтобы не тратиться на лишнее, или, наоборот, не переплачивать за повторную доставку недостающего материала. В самом начале нужно посчитать, сколько понадобится ребристой арматуры. Для этого необходимо вычислить периметр дома, добавить к данной цифре длину внутренних стен, под которыми будет проложен фундамент, затем умножить полученный результат на количество прутьев в Вашей схеме. Для примера приводим расчет количества арматуры, нужного для закладки предполагаемого фундамента размером 5/6 м с одной пятиметровой внутренней стеной. Допустим, что схема армирования такова: 4 продольных прута (диаметр 12 мм). Итак, (5+6)*2=22 — периметр нашего здания 22+5=27 — общая длина фундамента 27*4= 108 — длина арматуры Если Вы планируете в процессе работы соединять между собой отрезки прута, то делать это можно только с большим нахлестом — не меньше 1 м. Обязательно учитывайте это в Ваших расчётах. Например, если каждый продольный прут каркаса будет иметь по одному соединению, то 4(кол-во прутьев в схеме)*5 (кол-во стен) = 20 Значит, получается двадцать соединений, следовательно, дополнительно потребуется еще 20 м арматуры. Прибавляем к нашему предыдущему результату и получаем итог: 108+20=128 м; Следующий этап — просчет необходимого количествава гладких прутов (диаметром в 8 мм) для поперечных горизонтальных перемычек и вертикальных стоек. Предположим, что расстояние между перемычками — полметра. Тогда, мы можем получить общее кол-во «армировочных колец», если разделим длину фундамента на расстояние между перемычками. 27/0,5 = 54 — получаем общее кол-во «армировочных колец» Если высота армировочной решетки — полметра, а расстояние между ее прутьями — 0,25 м, то просчет арматуры будет выглядеть таким образом: (0,5+0,25)*2 = 1,5 — периметр одного «кольца»; 54*1,5 = 81 м — общая длина арматуры. В расчетах обязательно стоит учитывать различные нахлесты и обрезки. Специалисты рекомендуют просто добавлять примерно 10% к получившемуся результату, так как рассчитать точное количество нахлестов, скорее всего, не удастся. 81+10%=89,1 Результат с округлением — 90 м. Однако арматура достаточно редко реализовывается на метраж. Гораздо чаще, мы платим именно за вес, а не за длину изделия. Дабы определиться с точным количеством, следует свериться с таблицей расчета арматуры. Она соответствует ГОСТам, как и большинство крупных предприятий-изготовителей металлопроката. В ГОСТе 5781-82 указана масса 1 метра изделия, а в ГОСТе 2590-88 регламентируется вес стальных кругов. Используя данную таблицу (ниже), возможно произвести просчет массы арматуры для фундамента: 128*0,888=113,664 кг — нужное количество ребристой арматуры диаметра 12 мм 90*0,395=35,55 кг — нужное количество гладкого прута диаметром 10 мм

Вес метра арматуры представлен в таблице выше — соотношение диаметра прута и массы 1 м. Зная вес арматуры по ГОСТ 5781-82, можно определить коэффициент армирования железобетонной конструкции (то есть отношение массы арматуры к объему бетона).

Как правильно вязать арматуру для фундамента?

Все просчеты выполнены и материал закуплен — пора приступать к работе. Существует три основных метода вязки арматуры в монтаже разнообразных каркасов и сеток: с помощью проволоки, с помощью сварки, и внахлёст. Обычно используется арматурный прут сечением 0,32 м. Кажется, что сварка — самый надежный и эффективный способ вязки арматурных прутьев. Однако, при рассмотрении выясняется, что данный способ имеет ряд серьезных недостатков. Например, Вам нужно будет привлечь к работе еще и сварщика, а это весомо увеличит расходы на строительство. Также, после сваривания серьезно страдает качество арматурных изделий, и это сказывается на свойствах фундамента целиком. Сварные соединения также легко повредить при использовании, например, строительных вибраторов, поэтому данный способ вязки считается малоэффективным.

Вязка арматуры собственными руками — технология, проверенная временем. Необходимо: вязальная проволока диаметром в 1 мм, крючок для вязки, пассатижи. Если по арматурному каркасу никто не будет ходить во время процесса заливки бетоном, тогда вместо проволоки можно использовать пластиковые хомуты. Последовательность действий:

  1. Отрезать 30-сантиметровый кусок проволоки;
  2. Сложить пополам;
  3. Обернуть его вокруг соединения прутов по диагонали;
  4. Вдеть в петлю крючок для вязки;
  5. Завести в крючок свободные концы проволоки;
  6. Проворачивать крюк по часовой стрелке, пока не соедините арматуру надежно. Внимание! Не переусердствуйте — порвете проволоку.

В работе с гладкой арматурой рекомендуем применять подручные инструменты в помощь, например, арматурный вязальный пистолет. Ведь гладкие прутья значительно увеличивают трудоемкость работ. В процессе крюки будут постоянно разгибаться. Гладкая арматура используется в основном для столбчатого фундамента. Для плиточного фундамента вязка прутьев арматуры выполняется таким образом: вначале необходимо создать каркас. Вам понадобится арматура диаметром 16 мм. С ее помощью нужно создать две сетки для плиты фундамента — нижнюю и верхнюю. Для нижней сетки нужно применять пластмассовые компенсаторы (их задача — равномерно распределить пруты в фундаменте). Вертикальных выпуски прутьев следует оставить под будущие стенки. После — заливаем плиту раствором бетона.

Вяжем арматуру по правилам:

  • При установке вязаного каркасов / сеток обвязывать фундамент арматурой нужно внахлест. Минимальная длина перехлеста — 25 см.
  • Если каркас арматуры выше трех метров, установленый вертикально (монолитный фундамент, например), то необходимо использовать подмостки, леса или съемно-подъемные площадки.
  • Правильно обвязывать арматуру каркаса в таком порядке:
  1. Подготовить арматуру для монтажа.
  2. Выполнить строповку.
  3. Подать элемент в нужное место.
  4. Выровнять арматурные пруты.
  5. Выполнить вязку по указанной выше технологии.
  • На этапе подготовки следует внимательно осмотреть арматуру, удалить грязь со всей поверхности прутьев металлической щеткой. Только чистая арматура сцепится с бетоном! Где необходимо, можно поправить форму, удобно делать это с помощью молотка.
  • Для строповки необходимо двое рабочих. Однако, если необходимо выполнить одновременный монтаж, фиксацию и соединить с уже уложенной арматурой, тогда присоединяется и третий рабочий — он координирует действия двоих, и подаёт им сигнал к поднятию.
  • Во время подъема строительной конструкции задача рабочих, удерживая оттяжки, установить в правильном месте стержень. Затем мастера обвязывают стыки проволокой. При монтаже арматурных прутов в фундаментные скважины стоит применять траверсы или лотки.

Классы напрягаемой арматуры

1.1. Классификация арматурных сталей.

1.2. Деление арматурных сталей на классы.

1.3. Деление арматурных классов на марки.

1.4. Область применения арматурных сталей.

1.5. Классификация арматурных элементов.

Бетон является хрупким анизотропным материалом, плохо сопротивляющимся растяжению и изгибу. Для восприятия растягивающих напряжений бетон армируют. Для армирования бетона наиболее широко применяется сталь. Это обусловлено:

1) сталь имеет достаточное сцепление с бетоном, которое обеспечивает возможность рационального распределения нагрузки между этими материалами;

2) температурные коэффициенты линейного расширения стали и бетона близки по величине, что сводит к минимуму внутренние напряжения в зоне контакта при изменении температуры;

3) бетон надежно защищает сталь от коррозии.

1.1. Классификация арматурных сталей.

— Рабочая арматура – воспринимает расчетные напряжения от нагрузок.

Рабочая арматура может быть:

Для плоских железобетонных элементов рабочую арматуру применяют в виде сеток.

— Конструктивная арматура – применяется для восприятия нагрузок, не подлежащих расчету (от температурных и усадочных деформаций), в большинстве случаев применяется в виде сеток.

— Монтажная арматура – используется для закрепления рабочей арматуры в проектном положении.

Разновидностью монтажной арматуры является – распределительная .

Распределительная арматура рассматривается как дополнительный элемент, с помощью которого распределяются усилия между стержнями рабочей арматуры.

(Смотреть таблицы 1, 2)

Основные механические характеристики арматуры класса А

Угол загиба в холодном состоянии, град (с — толщина оправки, d — диаметр стержня)

Относительное удлинение при разрыве, %

Модуль упругости Еа, Мпа

Ст3пс3, Ст3сп3, Ст3кп3, ВСт2сп2, ВСт3кп2, ВСт3пс2

Термически упрочненная периодического профиля

Основные механические характеристики проволочной арматуры и арматурных канатов

Число перегибов на 180˚

То же периодического профиля

9-5 в зависимости от диаметра

То же периодического профиля

2) По способу изготовления:

— горячекатаная (арматура класса А);

— холоднотянутая (арматурная проволока)- изготавливается способом холодного волочения (В500 (В-I); В1500 (В-II); Вр500 (Вр-I); Вр1500 (Вр-II).

3) По полноте проведения процесса раскисления (по степени раскисления):

4) По гарантии механических и химических свойств:

— А – гарантируются механические свойства;

— Б – гарантируются химические свойства;

— В – гарантируются механические и химические свойства.

5) По виду профиля:

— гладкая (А240 (A-I), В500 (B-I), В1500 (B-II));

— периодического профиля (А300 (A-II), А400 (A-III), А600 (A-IV), А800 (A-V), А1000 (A-VI), А1200 (A-VII), Вр500 (Bp-I), Вр1500 (Bp-II)).

Рис. 1. Периодические профили

а – арматурной низкоуглеродистой проволоки класса В400; б – высокопрочной арматурной проволоки Вр1500; в – арматурной проволоки повышенной прочности класса В600

Рис. 2. Периодические профили

а – арматурной стали класса А300, б – то же, остальных классов; в – то же винтового профиля

Рис. 3. Поперечное сечение арматурных канатов

Арматурная сталь периодического профиля представляет собой круглые стержни с двумя продольными ребрами и поперечными выступами.

Разрабатывается новый, более эффективный профиль для стержневой арматуры. Он отличается от обычного серповидной формой поперечных ребер.

Такая арматура имеет значительно меньше концентраторов напряжений на поверхности и более высокие показатели по выносливости.

Металлургической промышленностью освоено производство арматурной стали винтового профиля, стержни которой соединяют резьбовыми муфтами.

Арматурная сталь винтового профиля должна поставляться в комплекте с соединительными элементами:

Применение такой арматуры позволяет отказаться от сварки, что особенно важно при производстве длинномерных предварительно напряженных конструкций с высокопрочной стержневой арматурой.

6) По свариваемости:

Свариваемость арматурных сталей обеспечивается технологией их изготовления и соблюдением всех требований по химическому составу.

Основная задача арматурных сталей – способность свариваться без снижения механических свойств.

— Хорошо свариваемые – относятся горячекатаные стали с малым содержанием углерода: Ст3, Ст5, 10ГТ (малоуглеродистые).

— Удовлетворительно свариваемые – низколегированные стали: 25Г2С, 35ГС, 20ХГ2Ц, 20ХГСЦ, 23Х2Г2Т.

— Не свариваемые – 80С.

— Ограниченно-свариваемые – относятся термически упрочненные стали: Ат600 (Ат-IV), Ат800 (Ат-V), Ат1000 (Ат-VI), так как высокая температура и окисление при сварке приводят к разупрочнению, а в некоторых случаях к повышению хрупкости стали.

7) По способу упрочнения:

Рис. 4. Диаграмма растяжения стали

s = Е*e (1),

где Е – модуль упругости;

e — относительное удлинение.

8) По коррозионной стойкости:

— повышенная коррозионная стойкость (стойкость к коррозионному растрескиванию под напряжением);

— хорошая коррозионная стойкость;

— плохая коррозионная стойкость.

При увеличении содержания углерода в стали коррозионная стойкость уменьшается, поэтому высокопрочная проволока более подвержена коррозии, чем арматура из низкоуглеродистой стали.

Процессы коррозии сопровождаются снижением пластических свойств стали, особенно интенсивно протекают в напряженной арматуре, например при перерывах в бетонировании предварительно-напряженных конструкций или несвоевременном инъецировании каналов.

1.2. Деление арматурных сталей на классы.

Арматурная сталь по физико-механическим свойствам делится на классы по прочности, растяжимости – относительному удлинению, условиям испытания – пластичности.

Несколько марок стали, может входить в один класс.

Сталь, входящая в один класс не зависимо от марки, должна иметь следующие одинаковые показатели:

— относительное удлинение при разрыве;

— одинаковые условия испытания на изгиб.

Для горячекатаной арматуры класса А за нормативное сопротивление принимают sт.

Для холоднотянутой арматурной проволоки за нормативное сопротивление принимают sв.

Для холоднотянутой арматурной проволоки – условия испытания на загиб – количество перегибов на 180 о .

Стержневая арматура делится на классы от А240 (А-I) до А1200 (А-VII).

Принятые обозначения классов дополняются индексами, для указания при необходимости способа изготовления, особых свойств или назначения арматуры.

— Термомеханически или термически упрочненная арматура – добавляется символ – т (Ат);

— сталь специального назначения (северного исполнения) – символ – с (Ас);

— сталь термомеханически или термически упрочненная свариваемая символ – С (Ат600С);

— сталь термомеханически или термически упрочненная с повышенной стойкостью против коррозионного растрескивания под напряжением – индекс – К (Ат800К);

— сталь упрочненная вытяжкой – символ – в (А-IIIв).

Так как разные классы арматурных сталей могут иметь одинаковый профиль, концы стержней окрашивают масляной краской:

— Ат400с (Ат-IIIc) – белой и синей;

— А600 (A-IV) – красной;

— Ат600 (Aт-IV) – зеленой;

— Ат600с (Aт-IVс) – зеленой и белой;

— Ат600к (Aт-IVк) – зеленой и красной;

— А800 (А-V) – красной и зеленой;

— Ат800 (Ат-V) – синей;

— Ат800к (Ат-Vк) – синей и красной;

— А1000 (А-VI) – красной и синей;

— Ат1000 (Ат-VI) – желтой;

— Ат1000к (Ат-VIк) – желтой и красной;

— Ат1200 (Ат-VII) – черной.

1.3. Деление арматурных сталей на марки.

Углеродистые:

— буквы Ст – означают сталь;

— цифры от 0 до 6 – условный номер марки в зависимости от химического состава стали.

Низколегированные:

— первая цифра означает содержание углерода в сотых долях процента;

— буквы — вид легирующей добавки:

— цифры после буквы означают примерное содержание соответствующего элемента в целых единицах процента.

Если после буквы нет цифры, значит его содержание в стали составляет менее 1 %.

1.4. Область применения арматурных сталей.

Выбор арматурной стали следует производить в зависимости от типа конструкций, наличия предварительного напряжения, а также от условий возведения в эксплуатации здания или сооружения и с учетом необходимой унификации арматуры конструкции по классам, диаметрам и т. п.

1) В качестве ненапрягаемой арматуры ЖБ конструкций следует применять :

— стержневую арматуру класса Ат600с (Aт-IVс) – для продольной арматуры;

— стержневую арматуру классов А400 (A-III) и Ат400с (Aт-IIIс) – для продольной и поперечной арматуры;

— арматурную проволоку класса Вр500 (Вр-I) — для продольной и поперечной арматуры;

— стержневую арматуру классов А240 (A-I), А300 (A-II) и Ас300 (Aс-II) – для поперечной арматуры, а также для продольной арматуры, если другие виды ненапрягаемой арматуры не могут быть использованы;

— стержневую арматуру классов А600 (A-IV), Ат600 (Aт-IV) и Ат600к (Aт-IVк) – для продольной арматуры в вязанных каркасах и сетках;

— стержневую арматуру классов А800 (A-V), Ат800 (Aт-V), Ат800к (Aт-Vк), Ат800ск (Aт-Vск), А1000 (A-VI), Ат1000 (Aт-VI), Ат1000к (Aт-VIк), Ат1200 (Aт-VII) – для продольной сжатой арматуры, а также для продольной сжатой и растянутой арматуры при смешанном армировании конструкций (наличии в них напрягаемой и ненапрягаемой арматуры) в вязанных каркасах и сетках.

В качестве ненапрягаемой арматуры ЖБ конструкций допускается применять арматуру класса А540 (А-IIIв) – для продольной растянутой арматуры в вязаных каркасах и сетках.

Арматуру классов А400 (А-III), Ат400с (Ат-IIIс), Ат600с (Ат-IVс), Вр500 (Вр-I), А240 (А-I), А300 (A-II), Ас300 (Ac-II) рекомендуется применять в виде сварных каркасов и сеток.

Допускается использовать в сварных сетках и каркасах арматуру классов А540 (А-IIIв), Ат600к (Aт-IVк) (из стали марок 10ГС2 и 08Г2С) и Ат800 (Aт-V) (из стали марки 20ГС) при выполнении крестообразных соединений контактно-точечной сваркой.

2) В конструкция с ненапрягаемой арматурой, находящихся под давлением газов, жидкостей, сыпучих тел, следует применять стержневую арматуру классов A300, А240, А400, Ат400с и арматурную проволоку класса Вр500.

3) В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных конструкций следует применять:

— стержневую арматуру классов A800, Aт800, Aт800к, Aт800ск, A1000, Aт1000, Aт1000к, Aт1200;

— арматурную проволоку классов В1500, Вр1500 и арматурные канаты классов К1400 и К1500.

В качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую арматуру классов 540, A600, Aт600, Aт600с, Aт600к.

В конструкциях до 12 м включительно следует преимущественно применять стержневую арматуру классов Aт1200, A1000, Aт800 мерной длины.

Для армирования предварительно напряженных конструкций из легкого бетона классов В7,5 – В12,5 следует применять стержневую арматуру классов: A600, Aт600, Aт600с, Aт600к, А540.

4) В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных ЖБ элементов, находящихся под воздействием газов, жидкостей, сыпучих тел, следует применять:

— арматурную проволоку классов В1500 и Вр1500 и арматурные канаты классов К1400 и К1500;

— стержневую арматуру классов A800, Aт800, Aт800к, Aт800ск, A1000, Aт1000, Aт1000к, Aт1200;

— стержневую арматуру классов A600, Aт600, Aт600с, Aт600к.

В таких конструкциях допускается применять также арматуру класса А540.

5) Для монтажных петель элементов сборных ЖБ и бетонных конструкций должна применяться горячекатаная арматурная сталь класса Ас300 (марки 10ГТ) и класса А240 (марок ВСт3сп2, ВСт3пс2).

1.5. Классификация арматурных элементов.

Арматурная сталь поступает в арматурный цех в мотках (бухтах) или в прутках (в пачках). В арматурном цехе готовят арматурные элементы:

— стержни определенной длины с анкерами или без них;

Какие бывают виды арматуры, их марки и типы

Любая деталь или конструкция из монолитного бетона станет прочней и долговечней, если в нее заложен армирующий каркас. В этой статье перечислены все виды арматуры для строительства с указанием их технических особенностей и области применения. Изложенная здесь информация призвана помочь начинающему строителю в правильном выборе материала для проведения бетонных работ.

На какие классы подразделяется арматура

Арматурный прокат изготавливается и маркируется в соответствии с отраслевым государственным стандартом. Его маркируют сочетанием букв и цифр.

Он подразделяется на три основных класса:

  • А – стержневая арматура, предназначенная для формирования основного каркаса;
  • Вр – проволочная арматура, используемая для соединения между собой главных элементов;
  • К – канатная арматура, являющаяся важнейшей частью изготавливаемых в заводских условиях предварительно напряженных железобетонных деталей и конструкций. Ее редко применяют в индивидуальном строительстве.

Следующий за буквами цифровой индекс может иметь значение от 1 до 6. Чем он выше, тем прочней изделие. В настоящее время происходит постепенный уход от советской системы маркировки, поэтому нередко один и тот же материал может обозначаться двумя способами. Помочь соотнести старые и новые названия призвана таблица №1.

Таблица 1. Виды арматуры и их наименование

Вид арматуры Класс арматуры
Обозначение
Старое Новое
Стержневая горячекатаная (ГОСТ 5781-82*):
гладкая А-I А-I(А-240)
периодического профиля А-II А-II(А-300)
Ас-II Ас-II(Ас300)
A-III A-III(А-400)
А-IV А-IV(А-600)
А-V А-V(А-800)
А-VI А-VI(А-1000)
Сталь арматурная термически упрочненная для ж/б конструкций Технические условия ГОСТ 10884-94 Ат-IV Ат 400с
Ат 500с
Ат 600
Ат 600с
Ат 600к
Ат 800к
Ат 1000
Ат 1000к
Обыкновенная арматурная проволока:
гладкая В-I
переодического профиля Вр-I

Тип арматуры закладывается еще на стадии проектирования железобетонного изделия. При этом определяется способ соединения отдельных элементов в единый каркас. На практике для этого применяют электросварку или обвязку предназначенной для этого стальной проволокой.

Стержневая арматруа – класс А

Горячекатанная стержневая арматура является самой востребованной в монолитном строительстве. Ее подразделяют на классы, маркируемые А400, А600 и далее. При возведении фундаментов, испытывающих максимальные нагрузки, стержни не подвергают электросварке, а связывают между собой проволокой. В этом случае за счет некоторой подвижности удается избежать повышенных локальных напряжений.

Рассмотрим основные марки арматуры этого класса:

A I (А240) – гладкие стержни сечением от 6 до 40 мм. Они характеризуются высокой пластичностью и морозостойкостью получаемых монолитов. Их можно сваривать между собой или связывать проволокой.

A II (А300) – рифленые прутья диаметром от 10 до 80 мм. Их применяют в составе изделий из предварительно напряженного железобетона. Детали с ними в качестве каркаса редко дают трещины даже в результате длительной эксплуатации.

A III (А400) – наиболее распространенный вид арматуры для высотного и индивидуального строительства имеет вид гладких или рифленых стержней диаметром от 6 до 40 мм. Изделия с буквой «С» в маркировке пригодны под сварку.

A IV (А600) – используется для каркаса конструкций из предварительно напряженного бетона. Состоят из двух стальных сплавов. Имеют вид стержней сечением 10-32 мм.

A V (А800) – класс рифленых стержней из высокоуглеродистой стали диаметром от 6 до 36 мм, применяемых при изготовлении железобетонных изделий большой длины.

A VI (А1000) – стержни из низколегированной стали толщиной 6-32 мм, используемые при возведении напряженных монолитных сооружений.

Стержневую арматуру изготавливают в основном из углеродистой стали, являющейся общеупотребимым конструкционным материалом. Иногда в нее вводят небольшое количество легирующих добавок. Они даже при минимальной концентрации благотворно влияют на повышение эксплуатационных характеристик:

  • механической прочности;
  • пластичности;
  • коррозионной стойкости в слабощелочной среде бетонных растворов.

Армирующий каркас из легированной стали хорошо проявляет себя в районах с повышенной сейсмической опасностью и в холодном климате. Его включают в состав наиболее ответственных объектов и сооружений, работающих в условиях знакопеременных динамических нагрузок.

Для повышения прочности прутков из углеродистой стали применяют процессы термообработки (закалка и отпуск). Упроченная таким способом арматура обозначается, как:

Арматура, устойчивая к щелочному растрескиванию, — буквой:

Изделия, которые можно подвергать сварке маркируются дополнительной буквой:

Следует остановить свое внимание на наиболее популярных видах арматуры, предназначенной для сборки с применением сварки:

  • Арматура А400С производится по технологии горячего проката. Толщина изделий может достигать 40 мм. Характерной конструктивной особенностью является наличие пары продольных ребер. Такая арматура нашла применение в малоэтажном строительстве.
  • Арматура А500С – распространенный вид арматуры, усиленной термической обработкой. Ее применяют при производстве серийных железобетонных изделий, не предназначенных для эксплуатации под динамическими нагрузками.
  • Арматура А600С – коррозионно-стойкий вариант стержней, полученных из углеродистого стального сплава с небольшой добавкой ванадия и молибдена. Материал нашел широкое применение на территориях, подверженных землетрясениям.

Арматура в виде проволоки – класс Вр

При изготовлении большинства железобетонных изделий может применяться холоднотянутая проволока обычного качества. В случае с предварительно напряженной арматурой требуется высокопрочная проволока особых сортов.


Проволочная арматура.

Арматура в виде каната – класс К

Канатная арматура наилучшим образом подходит для наиболее нагруженных железобетонных конструкций. Ее заливают бетоном в предварительно напряженном состоянии. Она лучше других способна компенсировать подвижки грунта, принимая на себя основной изгибающий момент, действующий на фундамент. Для увеличения продолжительности службы канатов их пропитывают смазочными составами или помещают в защитную оболочку полимерной природы.

Основные технические характеристики классов и марок строительной арматуры представлены в таблице №2.

Таблица 2. Нормативные показатели строительной арматуры

Класс арматуры Номинальный диаметр арматуры, мм Нормальное значение сопротивления растяжению Rsn и расчетное значение сопротивления растяжению для предельных состояний второй группы Расчетные значения сопротивления арматуры для предельных состояний первой группы
МПа кгс/см 2 растяжению, Rs сжатию, Rsc
МПа кгс/см 2 МПа кгс/см 2
А240 6-40 240 2450 215 2190 215 2190
А300 10-40 300 3060 270 2750 270 2750
А400 6-40 400 4080 355 3620 355 3620
А500 6-40 500 5100 435 4440 400 4080
А600 10-40 600 6120 520 5300 400 4080
А800 10-10 800 8160 695 7090
А1000 10-40 1000 10200 830 8470
В500 3-12 500 5100 415 4230 360 3670
Вр1200 8 1200 12240 1000 10200 400 4080
Вр1300 7 1300 13260 1070 10910
Вр1400 4;5;6 1400 14280 1170 11930
Вр1500 3 1500 15300 1250 12750
К1400 (К-7) 15 1400 14280 1170 11930
К1500 (К-7) 6;9;12;14 1500 15300 1250 12750

Стержневая арматура по типу профиля

В монолитном строительстве и при изготовлении стандартных ЖБИ применяется арматура с гладкой либо рельефной поверхностью.

Гладкая арматура

Арматура с абсолютно гладкой поверхностью не способна дать максимально надежное сцепление с бетонной смесью. Ее применяют для усиления элементов, не подвергающихся экстремально высоким нагрузкам. Прутки круглого сечения монтируются в кирпичную кладку несущих стен, в песчано-цементную стяжку полов и площадок, под тротуарную плитку.


Гладкая арматура.

Рифленая арматура

Рифленая арматура имеет развитую наружную поверхность, за счет которой она прочно удерживается внутри бетонного слоя.

Различают три вида рифления:

  • кольцеобразное;
  • серповидное;
  • смешанное.

Кольцевое рифление

Такая арматура имеет хорошее сцепление с бетоном, но при эксплуатации в условиях повышенных нагрузок может наблюдаться разрыв прутка в зоне наименьшего поперечного сечения.


Кольцевое рифление арматуры.

Серповидное рифление

Стержни серповидного профиля не имеют ярко выраженных слабых зон, но обладают худшим сцеплением с бетоном.


Серповидное рифление арматуры.

Смешанное рифление

Изделия смешанного типа лишены перечисленных недостатков, но требуют более сложной технологии изготовления, поэтому дорого стоят.


Смешанное рифление арматуры.

Материал изготовления и геометрические особенности арматуры гладкого и периодического профиля по ГОСТ 5781-82 собраны в таблице №3.

Таблица 3. Требования к арматуре различных классов

Тип профиля Класс Диаметр, мм Марка стали
Гладкий профиль А1 (А240) 6-40 Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп
Периодический профиль А2 (А300) 10-40, 40-80 Ст5сп, Ст5пс, 18Г2С
Периодический профиль А3 (А400) 6-40, 6-22 35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс
Периодический профиль А4 (А600) 10-18 (6-8), 10-32 (36-40) 80С, 20ХГ2Ц
Периодический профиль А5 (А800) 10-32 (6-8), (36-40) 23Х2Г2Т
Периодический профиль А6 (А1000) 10-22 22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р

Арматура по способу изготовления

Арматуру для строительных работ получают различными способами.

Горячекатаная арматура

Этот распространенный вид стержневого проката изготавливают из прямоугольных стальных болванок, имеющих специфическое название «блюм». Блюм нагревают до появления пластичности, после чего прогоняют по прокатному стану через серию валков, которые преобразуют заготовку в прут заранее заданного сечения. Полученная таким методом арматура характеризуется высокой прочностью и подходит для изготовления деталей, подвергающихся максимальным нагрузкам.

Холоднодеформированная арматура

Арматуру этого типа получают механическими методами без предварительного нагрева заготовки. Ее поверхность отличается чистотой и характерным металлическим блеском. Она легко поддается сварке и обладает неплохой коррозионной устойчивостью. Такую арматуру можно применять в качестве каркаса железобетонных изделий, но более уместно ее использовать при создании архитектурных форм с максимальными эстетическими требованиями.


Холоднодеформированная арматура.

Арматура в зависимости от используемого металла

По компонентному составу использованного сплава различают две основные группы арматурного прутка.

Арматура из углеродистой стали

Арматуру этой категории получают из сплава, содержащего в значимых количествах только два химических элемента: железо и углерод. При увеличении относительной доли углерода до известного предела повышается прочность и твердость материала, но появляется хрупкость на излом и ухудшаются возможности сварки.

Арматура из легированной стали

В состав легированной стали входят небольшие количества добавок хрома, марганца, титана, молибдена, вольфрама и других элементов. Возможны самые разнообразные их комбинации, по-разному влияющие на эксплуатационные характеристики получаемого сплава. Марганец повышает прочность и износостойкость материала, а кремний делает его более упругим и текучим.

Арматура по назначению

Арматурные прутья при создании армирующего каркаса занимают строго определенное место. Существуют типы арматуры, отличающиеся своим положением и назначением.

Рабочая арматура

Рабочая арматура укладывается вдоль наиболее длинных элементов конструкции. Для ленточных фундаментов, плит перекрытия и несущих балок она занимает горизонтальное положение, а в сваях и колоннах – вертикальное. В этом случае она способна принять на себя растягивающие нагрузки, увеличив тем самым прочность и долговечность всей детали. Стержни этого класса всегда имеют переменное сечение. Они составляют основу каркаса.

Распределительная

Распределительная арматура считается вспомогательной. Она отвечает за соединение основных стержней в общий каркас с пространственной структурой. В этом случае нагрузки оптимально распределяются между несколькими элементами, что снижает риск повреждения любого из них. Такие стержни могут занимать горизонтальное и вертикальное положение. Оптимальная форма для них – рифленая, хотя в наименее ответственных деталях допускается применять гладкие прутки или куски труб.

Монтажная

Задача монтажной арматуры – обеспечить неизменность формы армирующего каркаса во время его транспортировки, помещения в опалубку и заливки раствором. Для этих целей применяют стержни с любой структурой поверхности.

1. Рабочая.

2. Распределительная.

3. Монтажная.

Композитная арматура

Композитная арматура – современная альтернатива стальным аналогам, издавна применявшимся в монолитном строительстве. Ее разработки начались еще в 60-х годах прошлого столетия. В Росси ее выпускают в соответствии с требованиями ГОСТ 31938-2012. В других странах за основу взят международный стандарт ISO 10406-1:2008.

Классификация композитной арматуры

Исходным материалом при производстве композитной арматуры служит, углерод, стекло, волокна на основе природных минералов. Из них формируется прочный стержень, которому различными способами придается ребристая форма. Прочность и твердость детали приобретают в результате высокотемпературной обработки.

По материальному исполнению неметаллическая арматура делится на несколько категорий:

1. Стеклокомпозитная арматура (АСК) – продукт сочетания стекловолокна (стеклоровинга) со специальными смолами. Волокна получают вытягиванием алюмоборсиликатной расплавленной смеси до толщины порядка 10-20 микрон. Из них формируют стержни большего диаметра с использованием адгезионных пропиток и смол.


Арматура АСК.

2. Базальтокомпозитная арматура (АБК) получается из расплавленного горного минерала – базальта. Его доводят до расплавленного состояния, вытягивая до состояния тончайших волокон. Их сплетают в присутствии органических смол в достаточно толстые прутья, способные при наборе твердости выдерживать экстремальные нагрузки.


Арматура АБК.

3. Арматура комбинированная композитная (АКК) состоит из стеловолокнистых стержней, покрытых снаружи базальтопластиковой намоткой. Она несколько уступает по своим прочностным характеристикам базальтовым пруткам, хотя нередко выдается за них недобросовестными поставщиками.


Арматура АКК.

4. Углекомпозитная арматура (АУК) изготавливается из углеродных нитей толщиной 3-15 микрон, уложенных параллельно друг другу. Такой материал обладает очень высокой прочностью на разрыв, но дороже других композитных аналогов.

5. Арамидокомпозитные стержни (ААК) представляют собой прочные и химически стойкие детали, полученные на основе полиамидных молекулярных цепочек. Водородные связи, возникающие между ними в процессе формовки, придают изделиям особую надежность и долговечность.

Размеры композитной арматуры

Композитная арматура даже при небольшой толщине способна брать на себя огромные нагрузки. Наиболее востребованные диаметры таких стержней представлены в таблице №4.

Таблица 4. Номинальные диаметры композитной арматуры

Номинальный диаметр по ГОСТ 31938-2012 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия (с Поправкой)
, мм
4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 25 28 32

Стандарт допускает выпуск композитной арматуры с другими размерами. Стержни обычно поступают с завода-изготовителя в строго определенной нарезке. Их длина лежит в интервале от 0,5 до 12,0 метров. Предельные отклонения длины единичных экземпляров не могут превышать значений, указанных в таблице №5.

Таблица 5. Требования к точности изготовления композитных стержней

Длина стержней Предельные отклонения по длине, мм
до 6 метров включительно +/- 25
свыше 6 до 12 метров +/- 35
более 12 метров +/- 50

Некоторые виды композитной арматуры поступают в виде бухт или намотанными на жесткие барабаны.


Бухта композитной арматуры.

Тип профиля

Композитную арматуру нельзя делать абсолютно гладкой. Для лучшего контакта с бетонной смесью ей придают рельефный профиль.

Он может быть:

1. Условно гладкий. Основной стеклопластиковый стержень постоянного сечения покрывают прочно связанной с основанием посыпкой из мелкозернистого кварцевого песка.


Стеклопластиковая арматура с посыпкой из песка.

2. Периодический. На центральный прут плотно наматывают жгут из стекловолокна, который придает поверхности регулярную винтообразную структуру.


Композитная арматура с периодическим рифлением.

Читать еще:  Как сделать крышу на бытовке односкатную
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector